На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сайт города Актау

100 подписчиков

Свежие комментарии

  • Eduard
    Давно пора!Да,просто поругайтесь,это просто слова.Потом помиритесь.Так в жизни бывает,мы устаем друг от друга,но бить...За избиение жен и...
  • Eduard
    Свой член сдержать не могут кобели и эмоции.Морали учат обычно самые аморальные твари как этот мужлан!Подозреваемого в ...

Путешествуем по Мангистау – Караман-ата и Ыбыкты-сай

Примерно в часе езды от Актау расположено священное место – некрополь Караман-ата. От других святых обителей его отличает то, что здесь находится единственная на Мангышлаке подземная мечеть. Остальные ошибочно называют подземными – на самом деле они скальные, вырубленные в каменной глыбе и не уходящие под землю.

Общая площадь всего некрополя составляет 7,2 гектара. Самые ранние захоронения относятся к огузо-кыпчакскому периоду средневековья. Наиболее древние надгробия датируются XIII-IX веками. Западная его часть включает не только казахские, но и туркменские памятники.

В северо-восточной и центральной частях некрополя находятся захоронения племени адай, относящиеся ко второй половине XIX века. Многие памятники данного периода построены адайскими мастерами Омиром Караулы и Назаром Омирулы. Помимо того, в северо-восточном секторе выделяется мавзолей уже советского периода, сооружённый в 1970-м году.

Сама подземная мечеть вырублена в пологом склоне мергелистого холма. Вероятно, при её строительстве использовалась естественная пещера. Казахский советский архитектор Малбагар Мендикулов относил начало строительства к XII веку. Здесь три основных помещения: вестибюль, молитвенный зал и круглая комната, в которой якобы похоронен Караман-ата.

Все они соединены длинным коридором. Потолок во всех помещениях невысок, в молитвенном зале он поддерживается двумя целиковыми и тремя рукотворными колоннами. Для освещения в потолке прорублено два круглых световых проёма.

Считается, что Караман – это один из трёхсот миссионеров, прибывших на Мангышлак распространять суфизм. Согласно же адайским преданиям, записанным во второй половине XIX века, он был внуком (по другой версии - сыном) легендарного суфия Шопан-ата и современником Ходжи Ахмеда Ясави.

Некогда Караман-ата и его брат Акман-ата дружили с Ясави, однако затем между ними и знаменитым суфием произошла ссора. В результате братьям пришлось уйти вместе со своими соплеменниками на Мангышлак. Здесь Караман-ата начал строительство подземной мечети, в которой позже и был похоронен.

Казахи и туркмены, жившие на нашем полуострове, считали территорию некрополя священной землёй. Здесь было запрещено всякое кровопролитие, а в случае конфликтов проходили переговоры о мире.

Как гласит легенда, на могиле аулие было принято давать очистительную клятву. Караман-ата вошёл в историю мангистауских казахов как место клятвоприношения. Слово, данное в этом месте, считалось священным и нерушимым. Случалось, что ложно присягнувшие вскоре умирали, а их род прекращал существование.

Комплекс Караман-ата – один из самых древних и крупных некрополей на Мангистау, паломничество сюда не прекращается и по сей день. В этом тихом месте нужно поклониться духу предков, послушать молитву и помолиться самим. Подойдите к священному огню, поднесите руки к нему – он согреет вас чудотворным теплом, а курящийся от огня дым поможет излечиться от застарелых недугов. Неподалёку от комплекса для паломников выстроен гостевой дом. В нём можно умыться, отдохнуть, пообедать, выпить чаю с лепёшками и сладостями. За угощение оставьте малую толику - садака, если же пройдёте мимо жертвенника, то это на вашей совести.

Пока путешественники предаются задумчивости и переосмыслению жизни после посещения некрополя, автомобиль может отвезти их от рукотворного памятника к памятнику природному – неподалёку раскинулось ущелье Ыбыкты. Каньон небольшой, но очень нарядный, как будто одет в гипюровое платьице.

Над этим кружевным одеянием долго и усердно трудились все стихии: ветер, вода, воздух и солнце. Поэтому стены каньона испещрены замысловатыми орнаментами. Правда, кроме живописных узоров на элегантном платье видны грязные «заплатки» - некоторые особо рьяные туристы  увековечили на нём свои «приснопамятные» имена.

Ещё не забылся нашумевший инцидент, когда как раз на стенах этого каньона, в народе называемого Ажурным, некий деятель культуры, в подражание несмышлёным подросткам, старательно выбил стамеской свой драгоценный автограф.

Глядя на творчество таких «писателей», возникает желание руки им оторвать, чтобы не портили то, что в течение веков кропотливо создавала природа для нашего же наслаждения и эстетического восприятия. Хочется, чтобы прошёл очистительный ливень невероятной силы, который смыл бы все безобразные художества, оскверняющие чудесный пейзаж.

По весне в этом зелёном уголке можно отыскать полянки с маками, фиалками и вероникой. Разноцветные солянки и белоснежный адраспан - неизменные спутницы Ажурного ущелья – оживляют картину, радуя глаз свежестью и неброской, скромной красотой.

Прогулка по Ыбыкты-сай переносит нас из мира духовного в реальный мир окружающей природы - такой же возвышенный и притягательный, который ничуть не меньше обогащает человека прекрасными чувствами и наполняет позитивной энергией.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх