Старый год потихоньку тускнеет на радарах истории, его подвигает год наступающий. И в честь этого события, отмечаемого синхронно всей планетой, накануне разворачиваются масштабные торжества.
Наш город в этом плане не отстаёт: чуть ли не с середины декабря проводятся праздничные мероприятия – детские утренники и вечеринки для взрослых.
И сколько бы не произносилось тостов и поздравлений, какие не проводились бы игры и конкурсы – без танцев и музыкального сопровождения не обходится ни один новогодний праздник. Минорным мелодиям здесь не место, а вот ритмические и энергичные приветствуются, особенно новогодней направленности.
Но подобных песен не так уж много. Ежегодно поэты и композиторы ломают головы над созданием таких композиций, но очень сложно написать хит, который стал бы народным на многие десятилетия. Тем дороже те, что прочно вошли в наш обиход.
С детства мы помним «В лесу родилась ёлочка», без неё невозможен ни один утренник. Такое впечатление, что она взялась ниоткуда и существует вечно. Однако у песенки есть авторы: в 1903-м году в московском детском журнале было опубликовано стихотворение «Ёлка» Раисы Кудашевой. Она и не подозревала, что некий Леонид Бекман, агроном по образованию, напишет к нему музыку. Создатели песни не могли предположить, что создали настоящий новогодний гимн для детей.
В весёлом хороводе кружится детвора и под песню о маленькой ёлочке, которой холодно зимой. Её сочинители – писательница Зинаида Александрова и Михаил Красев. Впервые она прозвучала в 1933-м году, когда Иосифом Сталиным Новый год был объявлен официальным праздником в стране Советов.
Обойти новогоднюю тематику не смогли и мультипликаторы. В восьмом выпуске любимого всеми сериала «Ну, погоди!» выступил дуэт главных персонажей – Зайца в костюме Деда Мороза и Волка, облачённого в наряд Снегурочки.
С тех пор озорная песенка превратилась в шлягер, стихи к которому написал Юрий Энтин, а мелодию – Геннадий Гладков. Его перепевали бесчисленное количество раз, однако сделать это лучше Клары Румяновой и Анатолия Папанова, озвучившим мультфильм, никому не удалось. Только непосредственным малышам, которые старательно исполняют песню на утренниках.
В данный список можно включить «Джингл беллз» - «Колокольчики звенят» американца Джеймса Пьермонта. Автор сочинил своё произведение в 1857-м году ко Дню благодарения. Но упоминание в нём прогулки на санях, запряжённых оленями, под звон бубенчиков превратило песню в символ зимних праздников.
Она знаменита ещё и тем, что первой прозвучала из космоса: в декабре 1965-го года американские астронавты Уолтер Ширра и Томас Стаффорд передали на Землю музыкальный привет, сыграв на губной гармошке именно «Колокольчики». Так что известность этой песенки достигла поистине космических масштабов! Многие, особенно старшее поколение, не раз пересматривали кинокомедию Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», поэтому хорошо помнят песню про пять минут. Музыкальное сопровождение записывал тогда оркестр Эдди Рознера.
Композитор Юрий Саульский, работавший в коллективе Рознера, вспоминал, что песни к этому фильму в то время казались поверхностными и легковесными. Позже он понял, насколько был недооценён их потенциал. Сам фильм собрал в кинотеатрах огромное количество зрителей, а «Песенка про пять минут» ушла в народ раз и навсегда. Для Людмилы Гурченко она стала песней всей жизни. Да и современные исполнители выстраиваются в очередь, чтобы исполнить её в «Голубом огоньке». Кстати, её «отцы» - поэт Владимир Лившиц и музыкант Анатолий Лепин.
В новогодний вечер 31-го декабря 1982-го года вышла картина режиссёра Константина Бромберга «Чародеи». Сам фильм тут же разошёлся на цитаты, а песни стали бессмертными. Самая популярная из них – о снежинке, которая должна растаять ради исполнения заветного желания «пока часы двенадцать бьют». Музыку к ней сочинил Евгений Крылатов, а текст Леонида Дербенёва. И вот уже больше сорока лет в Новый год «Снежинка» звучит на всех радиостанциях и телевизионных каналах постсоветского пространства.
Ну и, конечно же, никто не будет спорить, что самый хулиганский хит - это детище группы «Дискотека «Авария» под незатейливым названием «Новогодняя». Прошло не одно десятилетие с момента её выхода в эфир, а она всё так же зажигает на корпоративах и праздничных гуляньях. И пока конкурентов у этой «зажигалки» нет.
Впервые песня увидела свет в самом конце прошлого столетия, записанная в альбоме «Марафон». Главный «мозг» и автор песен «Аварии» Алексей Рыжов в своих интервью освещает создание своего «шедевра» по-разному.
Но если сложить все фрагменты разрозненной мозаики, то выясняется, что текст был написан спонтанно – за час, припев появился в последнюю очередь. Мотив же лежал в запасниках композитора и казался ему больше подходящим для какого-нибудь марша (странно, не правда ли?). Однако когда его соединили с текстом, то он лёг на фонограмму «Новогодней» как родной и органично слился с песенными строками.
Длительный опыт ведения группой развлекательных дискотек положительно отразился на структуре шлягера, который раззадоривал публику, делая её как будто непосредственной участницей действа. Он получился не просто танцевальным и весёлым, а напоминал утренник для взрослых – с кричалками, хоровым пением, традиционным вызовом Деда Мороза.
Поэтому и сейчас с первых же звуков «Новогодняя» повышает наше настроение и заряжает оптимизмом. Благодаря своей звёздности этот невероятно популярный трек неизменно появляется в праздничных программах новогодней ночи на телевидении, а также звучит в любом ресторане и из каждого утюга.
Ещё долго можно перечислять мелодии, сроднившиеся с главным международным праздником. Но завершить этот список хочется на торжественной ноте и упомянуть незабвенный балет Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик», музыка к которому во всём мире считается негласным гимном и католического Рождества, и православного, и Нового года. Необыкновенный колорит мелодиям придаёт особый инструмент – челеста, звучание которой напоминает хрустальный перезвон и как нельзя более подходит к новогодней истории.
Чарующая музыка гениального композитора, написанная ещё в XIX веке, оказалась вне времени, а само произведение – тонкое и возвышенное - относится к вершинам мирового искусства. Поэтому в Новый год оно слышится на улицах и площадях по всему земному шару.
Какие песни петь, под какую музыку плясать и устраивать бурное застолье - каждый решает на своё усмотрение. Главное – хорошее настроение, вера не только в чудо, но и в себя, ну и…мера во всём, так сказать – золотая середина.
Свежие комментарии