Чтобы подробнее познакомиться с историческим прошлым своего города, актаусцы собрались в помещении культурного центра «Монмартр», где состоялся своеобразный вернисаж – демонстрация редких фотографий Шевченко-Актау.
Автором уникального архива является знаменитый у нас фотограф Виктор Малюк, который и представил на суд зрителей бесценные снимки.
Людям, которые интересуются историей становления города, хорошо знакомо имя этого мастера, запечатлевшего объективом своей фотокамеры «начало всех начал». Ещё десятилетним мальчишкой в 1960-м году Виктор попал на Мангышлак. Вскоре на день рождения получил неожиданный подарок – фотоаппарат, с которым тесно подружился и не расстаётся по сей день. Поэтому содержимое его запасников ведёт отсчёт с той самой поры – с зарождения Актау.
Просмотр не ограничивался простой демонстрации слайдов, а проводился сравнительный анализ микрорайонов, городских ансамблей, административных зданий, досуговых и оздоровительных комплексов – как было тогда и что здесь сейчас.
Начинается история с 1958-го года, когда на пустынный берег Каспия прибыла механизированная автоколонна с туркменского городка Кизыл-Кая. Первые палатки появились в окрестностях Карагие, где вскоре развернулась разработка карьеров по добыче урана. Затем землянки и щитовые бараки на месте нынешнего 1-го микрорайона, там же баня, пекарня, прачечная.
Всё это временные постройки для первопроходцев и их семей. Голая степь, пыль и песок, палящее солнце, холодные ветры, бытовые тяготы и неустроенность. Но на фотографиях открытые лица строителей, которые не испугались трудностей, стойко их преодолевали и верили, что создадут на этом месте город-сказку, город мечты, разведут сады, запустят мощное колесо индустрии.
Так и случилось - свою идею они дерзко воплотили в реальность. Стройка века пошла полным ходом. Сначала появился 3-й микрорайон, потом 2-й, 3а, 4-й, 1-й и так далее. В качестве строительного камня использовали ракушечник – его залежи располагались неподалёку. Здесь камень пилили на специальных станках и отгружали, о чём свидетельствуют фотоснимки.
Параллельно заложили парк, известный теперь как «Акбота». Облагораживали территорию всем миром - от мала до велика, ухаживали, поливали, удобряли. И людская забота дала ожидаемые плоды: саженцы быстро поднялись и превратились в буйные деревья. Глядя на старые фотографии, удивляешься, что это один и тот же парк: мощные исполины против несчастных остатков зелёных островков, которые в настоящее время выживают из последних сил - скорее вопреки, а не благодаря человеческому участию.
Это же касается знаменитой аллейки в 3-м микрорайоне и зарослей акации по улице Строителей, то когда-то там были целые рощи из густых и тенистых крон. Теперь от аллейки осталось жалкое подобие, а вместо душистых акаций – утрамбованная земля. Это вызывает досаду, хотя благодаря сохранившимся фотодокументам можно понять, что любую пустыню человек способен превратить в цветущий сад. Было бы желание, трудолюбие и ответственное отношение к делу.
А сколько в городской черте насчитывалось бассейнов и фонтанов! И эта деталь не в пользу современного облика Актау – город разросся, а элементы оформления окружающего пространства значительно сократились. И если есть сами объекты, то воды в них нет!
А ведь водные сооружения – это не только эстетика, но и необходимые составляющие для эмоционального настроя, хорошего самочувствия и здоровья человека. Они и украшение ландшафта и ощутимая польза, особенно в городах с жарким климатом и загрязнённым воздухом. Нашему промышленному Актау бассейны и фонтаны жизненно необходимы - это прекрасно понимали «отцы» города тех далёких лет.
В этой статье часто встречается слово «первый». Так и было: первый каменный дом, первые магазины, первый кинотеатр, первая школа - №1, под которую временно приспособили щитовой барак; первая школьная линейка с горсткой детишек посреди пыльной степи, первая столовая, сдача первой железной магистрали и первый поезд, на встречу которого собралось чуть ли не всё население Шевченко… Старые кадры, вызывающие жгучую ностальгию. Даже не верится, что ещё не так давно мыс Меловой пребывал в девственном состоянии.
Очень жаль, что у редкостного фото-архива Виктора Малюка нет постоянной экспозиции. В позапрошлом году, когда отмечали 60-летний юбилей города, в арт-галерее «Алем» была организована его фотовыставка. Однако длилась она совсем недолго и работала только в будни. Горожане не раз обращались в разные инстанции по этому поводу. Увеличенные фотографии можно разместить в музее Кекилбаева, в Доме дружбы или в другом подходящем помещении.
Руководство музея и акимата оправдывается всякими незначительными причинами, но была бы твёрдая воля, и всё можно решить. Думается, такой выставочный зал вызовет неподдельный интерес у посетителей. Тем более, настоящую историю развития родного города нужно знать не только из печатных источников, по рассказам очевидцев, но и наглядно.
Помнится, в период празднования 50-летия Актау именно из-за недостатка знаний на платформе «Одноклассники» разгорелась нешуточная полемика: многие представители молодого поколения совершенно не имели понятия об этой самой истории.
Очень трудно было доказывать таким невеждам, что ещё в середине прошлого века на этом месте не было ничего, кроме каменистого морского берега, о который бились пенные волны, соревнуясь в силе с буйными ветрами. Некоторые открывали для себя Америку, узнав, кто строил город и в каких условиях, почему его здесь возвели и что из себя представлял мыс Меловой в самом начале славных дел.
Теперь с высоты птичьего полёта Актау выглядит величественно и респектабельно. А тогда лишь одиночные кибитки были разбросаны по степным просторам, еле виднеясь среди песчаных барханов. Город не образовался из воздуха – на его сооружение было потрачено неимоверно много сил и энергии, привлечены квалифицированные кадры из различных отраслей.
И все эти кардинальные изменения и достижения произошли благодаря отважным людям, энтузиастам, не побоявшимся лишений и сурового климата Мангышлака, посвятившим свою жизнь строительству молодого города и промышленного комплекса. Лучшие специалисты применили недюжинные способности и инженерную мысль, чтобы на краю земли появился рукотворный оазис – новая точка на географической карте мира.
Напомню, что в 1977-м году группе архитекторов, проектировщиков и строителей, создавших архитектурный ансамбль тогда ещё Шевченко, была присуждена Государственная премия СССР. Это достойная награда!
А в следующем году город получил Международную премию Патрика Аберкромби «За гуманизацию среды, не пригодной для обитания человека». Только вдумайтесь в эту формулировку! То есть люди сделали фактически невозможное, возведя его в таких условиях. Поэтому их смело можно назвать героями. В настоящее время такую стройку современные поколения, увы, осилить не смогли бы. А это очень и очень прискорбно…
Тем дороже запечатлённые лица первопроходцев и тех моментов, что рассказывают нам о грандиозных свершениях. Огромная благодарность Виктору Дмитриевичу за его неизменную приверженность к фотоискусству, верность которому он пронёс через всю свою жизнь и оставил нам добрую память о тех легендарных временах.
Свежие комментарии